В статье разберем, почему налоговая выбирает именно вашу компанию, какие документы стоит держать под рукой и как вести себя, чтобы проверка прошла успешно. Также мы подскажем решение, которое поможет избежать и стресса при проверках, и проверок в целом.
Как понять, что налоговая может прийти к вам?
Перед тем как провести проверку, налоговые инспекторы заранее собирают сведения о деятельности предпринимателя и проводят предпроверочный анализ. Основным ориентиром для них служит « Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», в которой выделены 12 критериев, позволяющих оценить потенциальные риски. Чем больше совпадений с этими критериями, тем выше вероятность, что именно ваша компания попадет под проверку. Парочка совпадений не гарантируют визит налоговой, но если их больше, стоит привести дела в порядок, чтобы снизить риск проверки.
Подготовка к налоговой проверке
Рассмотрим несколько шагов, которые помогут подготовить бизнес и снизить риск проблем с инспекцией. Следуя этим рекомендациям, вы сможете быть уверены, что проверки вы пройдете спокойно.
Оцените состояние компании
Перед налоговой проверкой важно оценить уязвимые места бизнеса. Убедитесь, что нет признаков фиктивных сделок, формального документооборота или подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми. Будьте готовы подтвердить реальность каждой операции и добросовестность контрагентов, исключив сотрудничество с фирмами-однодневками.
Также вам следует убедиться, что все расходы компании имеют деловую цель, обоснованы и соответствуют рыночным ценам. При утере документов запросите дубликаты у контрагентов.
Подготовьте документы
В зависимости от проверяемого налога, у вас могут запросить кассовые документы, счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи, авансовые отчеты и товаросопроводительные бумаги. Все документы должны быть оформлены корректно и подписаны уполномоченными лицами. Если компания пользуется льготами, заранее подготовьте подтверждения. Управленческую отчетность и внутренние данные безопаснее хранить отдельно от бухгалтерских и налоговых документов.
Предупредите сотрудников
Поговорите с сотрудниками и заранее объясните, как отвечать на вопросы инспекторов. Просмотрите вместе перечень возможных вопросов из Письма ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ и подготовьте корректные ответы. Удобнее всего назначить одного ответственного, который будет общаться с налоговой и предоставлять документы. Это может быть бухгалтер или юрист.
Предупредите контрагентов
Также предупредите контрагентов о проверке, чтобы они были готовы подтвердить сделки. Убедитесь, что ваши копии договоров и других документов совпадают с их экземплярами. Расхождения могут вызвать подозрения у налоговой.
Инспектор на пороге: что делать?
-
Попросите удостоверения и решение о назначении проверки. Сделайте копии, сверьте данные. Вы имеете полное право впускать только указанных в решении лиц.
-
Разместите проверяющих. Обеспечьте проверяющих отдельным рабочим местом, а лучше отдельным кабинетом, если есть такая возможность. Попросите сотрудников не отвлекать их и не вести лишние разговоры.
-
Не препятствуйте проверке. Предоставляйте только запрашиваемые документы. Проверяющие могут изымать документы, осматривать офис, опрашивать свидетелей, устраивать экспертизы, а также проводить инвентаризацию имущества.
-
Ведите себя корректно. Общайтесь вежливо, демонстрируйте компетентность, не нервничайте и не путайтесь в том, что рассказываете. Покажите, что вы открыты к коммуникации, и к вам не нужно относиться предвзято.
-
Изучите акт проверки. По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Подписывать справку должны обе стороны. Затем оформляется акт, это занимает около двух месяцев, после чего у вас есть месяц на подачу возражений. По истечении этого срока налоговый орган рассматривает материалы и принимает решение — либо о привлечении к ответственности, либо об отказе к привлечению. Вы имеете право участвовать в рассмотрении.
Как снизить риск проверок?
Грамотно организованный бухгалтерский учет снижает вероятность визита ФНС и позволяет избежать претензий со стороны инспекторов. Если требования закона соблюдаются, все документы оформлены правильно, а отчетность подается в срок, налоговой просто не к чему придраться.
Scloudbuh предлагает услугу ведения бухгалтерии, которая избавит вас от лишнего стресса и снизит риски штрафов. Наши специалисты возьмут на себя учет всех операций, подготовку документов, а также отчетности в 1С. Даже если инспекторы придут к вам в офис, вы без труда пройдете проверку.